Иван Ермаков «Сокращение сотрудников на основании вычисленного процента – преступление»

– Под оптимизацией численности персонала предприятия, как правило, всегда подразумевают сокращение штата...
– Нет, если под оптимизацией понимать процесс выбора наилучшего варианта из возможных, то, конечно, речь не всегда идет о сокращении.
 
– Надо ли при проведении оптимизации иметь стратегию развития предприятия, на какой период?
– События последних лет убедительно показали, что точных долгосрочных прогнозов практически не существует, поэтому в постоянно меняющихся условиях руководство предприятия обязано иметь несколько сценариев развития и выживания. Работа руководителя состоит в том, чтобы в зависимости от вызовов и возможностей внешней среды выбирать наиболее подходящий заранее подготовленный план действий. Многие думают, что при разработке планов главное – определить, что делать, но на самом деле важнее – понимать, кто будет делать то, что нужно в той или иной ситуации. Таким образом, любая стратегия развития должна опираться на кадры, и задача оптимизации персонала при наличии стратегии решается гораздо проще, чем при ее отсутствии. У компаний, которые действуют в условиях острой конкурентной борьбы, корректировка стратегии развития должна осуществляться часто. Уверенные в себе компании, прошедшие этапы становления и прочно занявшие свои ниши на рынке, могут позволить себе строить долгосрочные стратегии.
 
 
– Как рассчитать процент сотрудников, которых необходимо сократить в период кризиса?
– Сократить можно всех, кто не входит в ядро, хранящее основные компетенции компании и способное после кризиса восстановить утраченные позиции, вернуть старых и обучить новых сотрудников. Процент уволенного персонала можно рассчитать потом, для статистики, но сокращение сотрудников только на основании математически вычисленного процента я считаю преступно ошибочным.
При правильном развитии на предприятии складываются рабочие коллективы с высоким системным эффектом. Подход к увольнению людей из таких коллективов должен быть похож на планирование удаления органа из живого организма. К сожалению, нередки случаи бездумного сокращения даже одного-двух сотрудников, без которых распадались целые отделы, закрывались перспективные направления деятельности.

– За счет каких сотрудников чаще всего происходят сокращения?
– На практике чаще всего увольняют тех, кто не соответствует формальным показателям, которые специально выдумываются для обоснования сокращения. Еще хуже, когда в роли терминатора персонала выступает HR-менеджер, который не имеет возможности оценивать сотрудников по их важности для коллектива. В результате получается, что под сокращение попадают те, кто отклоняется от некой «нормы». Это все равно, что из хоккейной команды удалить того, кто большую часть мачта стоит возле ворот, а не катается по площадке, да еще и одет не в ту форму, что остальные игроки.
 
– Как предотвратить некачественное исполнение обязанностей «уволенных товарищей» оставшимся персоналом? Какой процент доплаты за дополнительные обязанности оптимален?
– Я не буду говорить о компаниях, работающих по принципу: «набрали сотрудников, выжали из них все соки, уволили, чтобы не платить премии, набрали новых и т.д. по кругу», т.к. считаю, что им вообще не место в современном бизнесе. Если избежать сокращения не получается, то руководство обязано грамотно спланировать этот процесс, чтобы реализовать его с пользой для организации. Почему бы не позаимствовать методы работы у военных? От кого в первую очередь должна избавиться армия накануне боевых действий? От паникеров, провокаторов, негативных лидеров и им подобных типов, способных оказывать деморализующее воздействие на других. Когда сокращение позволяет очистить коллектив от тех, кто мешает продуктивно работать в тяжелый период, а заодно убрать из компании лишних контролеров и прочих паразитов, это само по себе является огромным поощрением для оставшихся сотрудников. В тех случаях, когда из-за уменьшения числа работников нагрузка на оставшихся заметно возрастает, не надо пытаться сразу решать конфликтную ситуацию с помощью прибавок к зарплатам. Это может породить проблемы более высокого порядка, когда сотрудники начнут торговаться за каждое лишнее движение или даже уничтожать друг друга ради дальнейшего увеличения собственной зарплаты.
Когда лишних денег у работодателя нет, оптимальным будет решение, основанное на использовании различных видов нематериального поощрения: кого-то повысить в должности, кому-то предложить комфортный график работы, кому-то продемонстрировать доверие, поручить интересные задачи, поддержать инициативу, дать свободу для творчества и т.п. Возможно, это позволит вытянуть скрытые ресурсы, раскрыть потенциал сильных сотрудников для преодоления кризиса, и вот тогда уже придет время для раздачи премий за дополнительный вклад в результат работы компании.
 
– Какова наиболее благоприятная для работодателя юридическая формулировка расставания с работниками, попавшими в списки на оптимизацию? Какова вероятность судебных претензий со стороны уволенных?
– Мечта работодателей – чтобы сотрудники, которым предприятие задолжало зарплату за несколько месяцев, увольнялись по собственному желанию, в крайнем случае – по соглашению сторон. В суд идут те, у кого не остается иного выхода, но чтобы загнать человека в безвыходную ситуацию, работодателю нужно «очень постараться».
Этим летом я собирался поработать антикризисным директором на предприятии, где в течение нескольких месяцев после сворачивания строительных работ людей не увольняли, а просто держали в штате, накапливая миллиардные долги по заработной плате, надеясь на волшебные заказы с огромной прибылью. Естественно, десятки людей были вынуждены обратиться в суд, а компания потеряла всякие шансы подняться на ноги.
 
– В условиях кризиса страх потерять работу – достаточная мотивировка для персонала? Можно ли отказаться от иных форм мотивирования?
– Страх вообще является крайне плохим стимулом. Наоборот, даже при солидной зарплате отсутствие разных видов нематериального поощрения и нагнетание страха морально уродуют сотрудников и негативно влияют на их здоровье. После нескольких лет непрерывного стресса вырвавшиеся из такой среды на более спокойную работу люди долго еще не могут поверить, что отсутствие страха может быть нормой, что в тяжелый период тебя не ударят кнутом, а поддержат. Чтобы ценные сотрудники думали о будущем компании, а не работали спустя рукава, морально готовясь к увольнению, по отношению к ним руководство должно задействовать стратегию «пожизненного найма». Стоит один раз пригрозить специалисту увольнением, и доверие будет разрушено навсегда.
 
Насколько эффективны методы «самоликвидации» персонала – аттестация, хозрасчет и т.д?
– Некоторые работодатели жалеют, что расстрел персонала законодательно запрещен и приходится идти на разные ухищрения и затратные мероприятия, чтобы избавиться от тех, кого зачем-то взяли на работу. Конечно, эти методы имеют место быть и в некоторых случаях позволяют облегчить расставание с сотрудниками, которые приносят компании убытки, но, по моему мнению, доведение до самоубийства хуже, чем убийство. Аттестацию можно легко превратить в знакомый всем экзаменационный кошмар, а можно так настроить систему внутреннего обучения сотрудников, что они с радостью и гордостью будут сдавать экзамены на получение корпоративных сертификатов.
 
На вашем предприятии проводилась оптимизация персонала, какой опыт?
– На тех предприятиях, где я работал, было всякое: стремительный набор персонала для реализации новых направлений деятельности, увольнения с последующим возвращением, показательные сокращения наихудших, чтобы не мешали лучшим, удержание звезд и безумные сокращения с невосполнимыми потерями. Мой самый дорогой опыт – это сохранение дружбы и сотрудничества между сотрудниками целого отдела после ухода из компании, которой они отдали несколько незабываемых лет. То есть руководство умудрилось так начать «оптимизацию» численности сотрудников отдела, который годами работал без текучки кадров, что они сами сократились почти в полном составе, унеся с собой уникальный опыт и знания.
 

Автор статьи Иван Ермаков

- Директор по развитию ЧТПУП "Витсвитстрой"
- Выпускник МГТУ им. Баумана
- Инженер Mammoet/Seumersteel (2007-2009),
- Директор ИООО «СИМИБ» (2010-2011)
 
Беседовала Ольга Тарасевич
Интервью вышло в журнале "Генеральный директор" февраль 2016

Вы стараетесь все сделать идеально, везде успеть, учесть все нюансы, не забыть о "подводных камнях". Вы - добросовестный сотрудник, хороший супруг, родитель, родственник и друг. Вы гораздо трудолюбивее, дисциплинированнее и надежнее, чем большинство окружающих, но почему-то не ощущаете себя счастливым.

 
- У вас заниженная самооценка?
- Вам сложно начать новое дело, вы сомневаетесь в своих силах и возможностях?
- Вам неловко отказывать людям?
- Вы часто чувствуете себя виноватым?
- Вы критикуете себя за лень?
- Вам кажется, что вы могли бы успевать больше во всех областях?
- Вы часто разочаровываетесь в окружающих?
- Вы ощущаете, что недостаточно успешны и мало чего добились?
- Вы сравниваете себя с другими?
- Вам знакомы "выгорание" на работе и усталость от дома?
- Вы боитесь разочаровать родных и друзей?
- Вы хотите быть лучшим, первым, самым-самым?
- Вы не уверены в решениях, которые принимаете?

Если хотя бы на 2 вопроса вы ответили "да" - добро пожаловать на вебинар для тех, кому знаком "синдром отличника".

Вы можете купить запись вебинара-интенсива о перфекционизме и методах борьбы с нездоровыми формами этого явления за 4 000 рублей.

Заказать прямо сейчас
Введите, пожалуйста, своё имя и e-mail, укажите название курса, который заказываете
 
 
 

В результате вебинара вы:
? Проанализируете причины и последствия перфекционизма
? Научитесь отделять плюсы перфекционизма от минусов
? Грамотно расставите приоритеты
? Найдете способы "отключать" внутреннего критика
? Поймете, как использовать свое стремление к идеалу на пользу делу

Отзывы участников:

 

Автор вебинара

 
Стелла Чиркова:
– Директор представительства Mammoet в Республике Беларусь
– Телеведущая
– Автор более 10 книг в жанре «семейная сага», издаются в РФ и РБ
– Счастливая жена
– Мама двух замечательных дочерей
Более 15 лет Стелла работала в крупнейших российских издательствах, включая Российскую книжную палату, Объединенную редакцию изданий мэра и правительства Москвы, МЦФЭР (Международный Центр Финансово-Экономического Развития). Начинала карьеру с должности журналиста в молодежной газете, в итоге стала главным редактором издательства «Внешторгиздат» (Панорама), крупнейшего в области B2B и научных журналов в СНГ.
  • Работала на российском телевидении диктором в новостях и ведущей музыкальной программы
  • Имеет опыт создания бизнеса с нуля, в частности, успешный вывод на рынок новых изданий и информационного агентства
  • Колумнист порталов Правда.ру, Обещания.ру, Ребенок.бай

Публиковалась в таких изданиях, как: «Литературная газета», «Собеседник», «Cosmopolitan», «Kinder Bazaar», «Коммерсант. Деньги», «Огонек», «9 месяцев», «Мама и малыш», «Туризм и отдых», «Красота и здоровье», «Крестьянка», «Elle», «Счастливая свадьба» и других печатных и электронных СМИ

Вы стараетесь все сделать идеально, везде успеть, учесть все нюансы, не забыть о "подводных камнях". Вы - добросовестный сотрудник, хороший супруг, родитель, родственник и друг. Вы гораздо трудолюбивее, дисциплинированнее и надежнее, чем большинство окружающих, но почему-то не ощущаете себя счастливым.

 
- У вас заниженная самооценка?
- Вам сложно начать новое дело, вы сомневаетесь в своих силах и возможностях?
- Вам неловко отказывать людям?
- Вы часто чувствуете себя виноватым?
- Вы критикуете себя за лень?
- Вам кажется, что вы могли бы успевать больше во всех областях?
- Вы часто разочаровываетесь в окружающих?
- Вы ощущаете, что недостаточно успешны и мало чего добились?
- Вы сравниваете себя с другими?
- Вам знакомы "выгорание" на работе и усталость от дома?
- Вы боитесь разочаровать родных и друзей?
- Вы хотите быть лучшим, первым, самым-самым?
- Вы не уверены в решениях, которые принимаете?

Если хотя бы на 2 вопроса вы ответили "да" - добро пожаловать на вебинар для тех, кому знаком "синдром отличника".

Вы можете купить запись вебинара-интенсива о перфекционизме и методах борьбы с нездоровыми формами этого явления за 85$.

Заказать прямо сейчас
Введите, пожалуйста, своё имя и e-mail, укажите название курса, который заказываете
 
 
 

В результате вебинара вы:
? Проанализируете причины и последствия перфекционизма
? Научитесь отделять плюсы перфекционизма от минусов
? Грамотно расставите приоритеты
? Найдете способы "отключать" внутреннего критика
? Поймете, как использовать свое стремление к идеалу на пользу делу

Отзывы участников:

 

Автор вебинара

 
Стелла Чиркова:
– Директор представительства Mammoet в Республике Беларусь
– Телеведущая
– Автор более 10 книг в жанре «семейная сага», издаются в РФ и РБ
– Счастливая жена
– Мама двух замечательных дочерей
Более 15 лет Стелла работала в крупнейших российских издательствах, включая Российскую книжную палату, Объединенную редакцию изданий мэра и правительства Москвы, МЦФЭР (Международный Центр Финансово-Экономического Развития). Начинала карьеру с должности журналиста в молодежной газете, в итоге стала главным редактором издательства «Внешторгиздат» (Панорама), крупнейшего в области B2B и научных журналов в СНГ.
  • Работала на российском телевидении диктором в новостях и ведущей музыкальной программы
  • Имеет опыт создания бизнеса с нуля, в частности, успешный вывод на рынок новых изданий и информационного агентства
  • Колумнист порталов Правда.ру, Обещания.ру, Ребенок.бай

Публиковалась в таких изданиях, как: «Литературная газета», «Собеседник», «Cosmopolitan», «Kinder Bazaar», «Коммерсант. Деньги», «Огонек», «9 месяцев», «Мама и малыш», «Туризм и отдых», «Красота и здоровье», «Крестьянка», «Elle», «Счастливая свадьба» и других печатных и электронных СМИ

Когда начинают перечислять опасные для детей занятия родителей, то следом за алкоголизмом и наркоманией мне всегда хочется добавить в список раннее развитие, бич семей внешне благополучных. Семей вполне обеспеченных, поскольку в наше время дрессировка с младенчества требует немалых вложений времени и денег, семей любящих, поскольку все манипуляции проводятся под лозунгом "дать ребенку лучшее".

Что такое "лучшее" с точки зрения различных авторских систем раннего развития? За красивыми словами скрывается набор достаточно банальных знаний и умений, которые имеет каждый в более позднем возрасте. В основном, акцент делается на чтение и счет, плюс иногда добавляются иностранные языки, музыка, живопись и энциклопедические сведения из многих областей жизни. Иногда еще спорт и оздоровление — преимущественно гимнастика и плавание. Смысл всех систем изготовления "чудо-ребенка" в том, чтобы научить каждому из перечисленных вещей как можно раньше. Чем раньше по сравнению со средними нормами, установленными педагогами, психологами и медиками — тем лучше. Ну, и, конечно, главное — чтобы раньше, чем у мам-соперниц.

Насчет соперниц не преувеличение. Ранним развитием никто не занимается в одиночестве и молча. Даже, если пособия делаются самостоятельно и обучение проводится дома, а не на специальных курсах, все равно результаты озвучиваются и демонстрируются окружающим. Чуть ли не в каждой песочнице есть малыш двух-трех лет, рисующий на земле палочкой цифры и буквы, а то и пишущий слоги или целые слова под одобрительно-гордым взглядом счастливой матери.

Повальное стремление обучить младенцев математике и русскому началось далеко не вчера. В СССР широко гремела слава педагогов-новаторов (мужа и жены), которые придумали и испытали на семи своих детях систему воспитания, оздоровления и того самого раннего развития. Они заявляли, что уже к 7 годам может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей, поэтому начинать занятия, в том числе и по школьной программе, следует намного раньше. Традиционную же педагогику жестко критиковали и хотели изменить всю систему обучения.

Эти идеи поддерживали сотни поклонников, десятки журналистов писали об удивительной семьей статьи. Дети "новаторов" охотно позировали для фотографов, бегая по снегу и выполняя акробатические трюки, в три-четыре года они читали и считали, а в школе перепрыгивали через классы. И этот пример здоровых и активных вундеркиндов вдохновлял многих родителей на отказ от традиционных норм.

Прошли годы. Дети-вундеркинды выросли и ярко продемонстрировали результаты методики. Закончить школу смогли только двое, и те не блистали ни аттестатами, ни победами на олимпиадах.

Старший сын, закончивший МГУ, эмигрировал. Младшие дочери не поступили в ВУЗы, в восемнадцать вышли замуж и стали многодетными матерями. Та девочка, которую отдали в первый класс в 4 года, стала менеджером по туризму. Еще одна — юрист. Наиболее успешен младший, с которым, кстати, занимались наименее активно и начали позже.

Нет, я не говорю, что менеджер по туризму — это плохая работа, вовсе нет. И быть домохозяйкой, матерью пяти детей без всякого образования — совершенно не стыдно (стыдно воровать и мошенничать). Я только не могу понять, зачем надо с младенчества учить человека читать и писать, часами демонстрируя ему сложные пособия, если прекрасные менеджеры по туризму, юристы и уж тем более домохозяйки получаются и без всех этих телодвижений?

В чем состояло "чудо", о котором столько писали и говорили, если к двадцати-тридцати годам эти чудо-дети в среднем ничем не отличались от сверстников из обычных многодетных семей? Ни по интеллектуальным данным, ни по социальной успешности ни даже по состоянию здоровья? Чему приезжали учиться люди из десятка стран и сотни российских городов и сел — тому, как вырастить из детей самых обычных и не слишком-то счастливых, судя по их же интервью, взрослых? Это, вроде, умеет каждый…

Популярных авторов систем раннего развития с пафосными названиями немало. К примеру, есть система МИРР (метод интеллектуального развития ребенка). Ее автор уверяет, что "человек читающий должен появляться раньше, чем человек прямоходящий", а "позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет — катастрофа для любой семьи". Чтобы предотвратить "катастрофу", предлагается с рождения показывать ребенку карточки с буквами, не давая отвлекаться на игрушки — "первым делом буквы, а игрушки потом". Говорят, что дети, которых учили по этой системе, к году читают, к двум печатают, а к десяти заканчивают школу — увы, никто этих детей пока не видел. И никаких звезд научного, культурного, политического небосклона, сообщивших, что их развивали именно так, пока не объявилось.

Не объявилось и никаких гениев, ссылающихся на другую популярную в России методику, согласно которой "учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!". Учить следует непрерывно, не отвлекаясь на игру с ребенком, показывая карточки и озвучивая их. Количество карточек быстро растет и доходит до 10 категорий, которые надо показывать 3 раза в день, то есть, по сути, 30 уроков — действительно, какие тут игры и разговоры, сплошное запоминание ненужной информации.

Почему-то именно на чтении делают акцент почти все создатели "новых уникальных методик". Временами у меня возникает впечатление, что у них самих были и есть большие проблемы со складыванием букв в слова, поэтому сие искусство представляется им сакральным символом гениальности. И любой ребенок оценивается лишь по этому критерию — умеет читать или нет, и, соответственно, чем раньше умеет — тем он одареннее и талантливее.

Автор методики обучения по кубикам со слогами, сообщает, что "Там, где работают по "Кубикам", уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам". Интересно, а читающим младенцам до года там еще удивляются? Или авторским разработкам по шахматам с трех лет? Или школам, где до 8 класса все предметы ведет один учитель, читать долго не учат вообще, компьютеры и прочие технические новинки под запретом, как и современные игрушки, зато адепты уверяют будто выпускники подобных школ блестяще поступают в обычные институты и делают успешную карьеру. Фамилий по традиции, опять не называют, и ни один известный человек, опять же, пока не признался, что закончил такую школу, благодаря чему и добился высот.

Удивляются только психологи, впрочем, и они уже не удивляются, поскольку дети с проблемами в социальном и эмоциональном развитии, напичканные энциклопедической информацией, попадают на прием все чаще. Логопеды постепенно привыкли, что у детей, которых рано научили читать по новомодным методикам, проблемы с речью. Педагоги в традиционных школах уже знают, что понимание вызубренного с грудного возраста приходит намного позже, и надо фактически переучивать первоклассников, чтобы они не только складывали знакомые буквы в знакомые слова, но и пересказывали смысл. Похоже, что скоро открывать школы реабилитации детей после школ раннего развития станет не менее прибыльно, чем создавать новые системы того самого развития и множить "супер-пособия".

У одного известного психолога я прочла подтверждение своей идеи о том, что ранним развитием одержимы родители с комплексом неполноценности, матери, которые не сумели реализоваться в жизни и пытаются сделать это за счет ребенка. Именно поэтому, наверное, неудачники и не способны оценить поистине потрясающие способности малышей к умению не навешивать ярлыки, к умению видеть мир без стереотипов и рамок, к умению находить новое в привычном, к умению радоваться, восхищаться, к детскому неиссякающему оптимизму, к любви, в конце концов, к честной, чистой, всепрощающей любви.

Вот они, настоящие таланты, а не способность сказать десять фраз на иностранном языке или прибавить одну цифру к другой. Увы, продемонстрировать цирковой номер из любви или радости к восторгу зрителей на лавочке тяжело, а цирковой номер с рисованием цифр на песке — легче легкого. Вот только сиюминутное удовольствие мамы от ощущения себя успешной вряд ли стоит дальнейших проблем ребенка…

Ах да… Фанаты раннего развития любят приводить в пример Моцарта и Паганини, которые стали великими именно благодаря тому, что отцы усердно занимались с ними с самых первых лет. Отрицать факты глупо.

Не отрицали факты и отцы обоих композиторов — оба они хотели зарабатывать на сыновьях большие деньги, для этого и усаживали мальчиков за музыкальные инструменты, используя методы классической дрессировки вплоть до лишения еды и побоев. Ни о какой любви, ни о каких "ради ребенка" у честных отцов речь не шла. Заметим, и дети, когда выросли, отплатили родителям точно таким же отношением. И жили оба гения трудно, умерли рано и счастливыми не были.

Если таков идеал сторонников раннего развития… Ну что же, нормальным родителям их, конечно, не понять, но дело личное...

Читать другие статьи Стеллы по теме Родители и дети

Книга Стеллы Чирковой бесплатно

Заказать бесплатную книгу, получать новые статьи и информацию о курсах и семинарах

Прайс-лист

ВНИМАНИЕ! Полный список моих курсов и вебинаров с ценами вы можете посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

 

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

Отзывы

Отзывы на курс "Как сохранить любовь на долгие годы"

Елена Кузнецова
Курс понравился, он оказался очень полезным для меня. Он помог мне все разложить по полочкам, упорядочить некоторые вещи. Из моря информации, которую я загрузила в свою голову, как из пазликов сложилась определенная картинка, которой мне очень не хватало. Я поняла, что очень важно сначала разобраться, зачем же именно мне нужен брак, избавиться от кактусов именно в своей голове и вступать в отношения из изобилия, а не из страха одиночества и чувства недостаточности. Только работая над собой и не пытаясь никого переделать, можно получить нужный именно тебе результат и притянуть в свою жизнь достойного мужчину, и стать для него по-настоящему желанной и любимой женщиной. Спасибо, Стелла, за курс!

Читать больше отзывов